Версия для печати |
Журналы: BoyKot -> Дневники из-под полы |
20 августа 2008 |
02:18 "De quolidbet ad voluntatem cujuslibet" (c) |
Прочитал весьма занятную книжечку "Интеллектуалы в Средние Века" Ж. Ле Гоффа. Очень тронуло описание процесса обучения в университетах в XXIII в., а именно - одного из основных методов обучения того времени - диспута. "Когда один из мэтров начинал диспут, прекращались все лекции, которые читали в то утро мэтры и бакалавры университета. Только сам этот мэтр перед началом диспута читал короткую лекцию, чтобы дать время собраться его ассистентам; затем начинался диспут. Он занимал значительную часть утра. Все бакалавры факультета и ученики мэтра, который вел диспут, должны были присутствовать при этом упражнении. Прочие мэтры и студенты, видимо, решали сами, приходить им или нет, но не вызывает сомнений той, что они являлись в большем или меньшем числе в зависимости от репутации мэтра и темы дискуссии... Предлагаемый к обсуждению вопрос утверждался заранее тем мэтром, который должен был вести диспут. Тема и день диспута объявлялись в других школах университета. Диспут проходил под руководством мэтра, но не он, собственно говоря, диспутировал. Это делал его бакалавр, который занимал место отвечающего на возражения, осваивая тем самым эти приемы. Возражения обычно представлялись в обратном порядке: сначала присутствовавшими мэтрами, затем бакалаврами, и, наконец, студентами, если у них таковые имелись. Бакалавр отвечал на предъявляемые аргументы, при необходимости вмешивался сам мэтр. Таков был общий вид обычного диспута; но это была лишь первая его часть, хотя главная и самая оживленная. В первый учебный день, т.е. в тот день, когда открывший диспут мэтр мог прочитат ьлекцию, поскольку воскресенье, праздничный день или какое-нибудь другое препятствие могло ему помешать, выступить сразу же, на следующий день, мэтр возвращался к теме, обсуждавшейся в его школе ранее. Насколько ему позволял материал обсуждения, он приводил в логический порядко выдвинутые против него возражения, придавал им законченную формулировку. За возражениями следовали аргументы в пользу предложенного им учения. Затем он переходил к доктринальному разъяснению, которое в большей или меньшей степени проистекало из обсуждавшегося вопроса. Именно оно составляло центральную и важнейшую часть второго сеанса, determinatio. Он завершал диспут ответами на каждое из возражений против его тезисов... Акт determinatio, записанный мэтром или одним из слушателей, был конечной целью диспута. Вот в такой обстановке получал развитие особый жанр: диспут quodlibet. Дважды в год мэтры могли занимать кафедру, предлагая рассматривать проблему, поставленную кем угодно и по какому угодно поводу (de quolidbet ad voluntatem cujuslibet)." Блин, интересно же было тогда учиться! |
Комментарии :10 |
Написал: Stinker - 08:50 20/08/2008 | ||
Здоровье твоё как? Бок болит? |
||
Написал: Lazar 200 wpm - 10:41 20/08/2008 | ||
Да ну, фигня. Устный диспут с непрофильными товарищами нормален и адекватен только в философии, ну может быть еще в общественных науках (социология, там, политилогия) и то не во всех дисциплинах. Устный диспут вообще оставляет огромный простор для демагогии и схоластики. Из этих диспутеров как раз и выведен образ "кабинетного ученого", логичное его продолжение. Это лишь ступень, пройденная ступень и переваренная современным образованием разных стран. В т.ч. и нашей. те же семинары, те же лекции при нормальном преподе. проблема не в отсутствии инструментария диспута как такового, проблема как институциональная, связанная с углублением разрывов между науками (не фиг социологам тереццо на диспутах по вышке или химии, а радиоэлектронщикам не фиг прогуливать свои лекции ради педагогики) так и субъективно-рассейская - низкая квалификация преподов при их огромном количестве (каждый второй, сволочь, мэтр). Я кароч не тоскую по вот этим варьянтам. все это легко имеет место при нормальном преподе. Вот ежли ты пойдешь своей дорогой - уверен у тебя буит что-то похожее, адаптированное к современным реалиям. ![]() |
||
Написал: Фиса - 12:14 20/08/2008 | ||
как в Москву съездил? успешно? |
||
Написал: BoyKot - 12:22 20/08/2008 | ||
Stinker Уже не болит. Перевязку только каждый день приходится делать в поликлинике ) Спасибо за заботу ![]() Lazar 200 wpm Дык я ж не ратую за возрождение тех приемов. Понятно, что в специальное образование они вообще никак не влезают. Я говорю о желательности заимствования его отдельных элементов, что "легко имеет место при нормальном преподе". Вот тогда бы и учиться было интересно. Так же, как интересно было учиться (а я в этом убежден) в Средние века ![]() Фиса
Да, вполне ![]() |
||
Написал: doner - 19:16 20/08/2008 | ||
отличная сегодня погода.. стало холодать.. но не слишком холодно, чтобы замерзнуть. |
||
Написал: BoyKot - 23:13 20/08/2008 | ||
doner Ом дари да да ом |
||
Написал: Гость - 17:10 17/09/2008 | ||
[QUOTE] тогда организация порядка была другой, а книжка действительно интересная, только маленькая, хотя Ле Гофф и в своих статьях и других книгах о средневековых университетах пишет А.В. |
||
Написал: BoyKot - 17:30 17/09/2008 | ||
A ty chitala? I oni dazhe yest' na russkom? |
||
Написал: Гость - 19:40 17/09/2008 | ||
да, ну, например, в книге "Другое средневековье" есть статьи про финансирвоание университетов в ср.века, там есть еще про образы драконов (это в другую тему), что-то еще, я уже не помню, потом еще в "Цивилизациях средневеквого запада" немного есть, как-то все разбросано по теме университет, просто я ходила в РГГУ к Александру (это мой научный вдохновитель и руководитель) на курс по теме средневекового университета. P.S. Ты можешь не ответчать на мои комменты, понимаю, что сложно писать на англоязычной клавиатуре русские слова :) |
||
Написал: BoyKot - 09:10 18/09/2008 | ||
Yasno )
Da net, ya ochen' bystro uzhe nauchilsya tak pechatat', tyazhelo pisat' tol'ko dlinnyye posty ![]() |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |